В российский прокат вышел политический триллер «Секретное досье» — еще один соискатель самого главного «Оскара», являющийся последней строчкой в резюме Стивена Спилберга. Всего через месяц у самого успешного режиссера Голливуда выйдет еще один фильм, «Первому игроку приготовиться», а сегодня мы посмотрим, на список лучших фильмов Спилберга.
10. «ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ» (Catch Me If You Can), 2002
Именно Спилберг (на пару с Мартином Скорсезе, чьи «Банды Нью-Йорка» вышли несколькими днями ранее) напомнил миру о том, что Леонардо Ди Каприо — не только утонувший с «Титаником» герой прикроватных постеров, но и серьезный драматический актер. Эта основанная на невероятной, но реальной истории детективная трагикомедия стала вторым за полгода хитом режиссера.
9. «ОСОБОЕ МНЕНИЕ» (Minority Report), 2002
Спилберг давно наловчился снимать камерные (по его меркам) драмы, чуть ли не параллельно занимаясь постпроизводством блокбастеров. Его победный дубль 16-летней давности остается, однако же, единственным в своем роде: вольную экранизацию рассказа Филипа Дика возглавлял сам Том Круз, искавший возможность сработаться с классиком на протяжении целой декады.
8. «БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ» (Close Encounters of the Third Kind), 1977
Ранний Спилберг в лучшем виде — задающийся важными вопросами, но не забывающий о визуальном совершенстве, пронзительный, но не пошлый, да еще и сделавший голливудского актера из Франсуа Трюффо. Однако душа фильма — это, конечно, Ричард Дрейфусс, получивший главную роль благодаря упрямству и последовательной дискредитации конкурентов (нашептывая режиссеру, что «у Пачино нет чувства юмора», а «Николсон сумасшедший»).
7. «ИНОПЛАНЕТЯНИН» (E.T. the Extra-Terrestrial), 1982
Еще одна незабываемая история об инопланетном разуме — на сей раз в лице обаятельного уродца, повсеместная любовь к которому сбила «Звездные войны» с шеста самого кассового фильма всех времен («Инопланетянин» в этом статусе продержался вдвое дольше — свыше декады). Вдохновленный разводом родителей Спилберга, «E.T.» стал классикой семейных просмотров для нескольких поколений.
6. «СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА» (Saving Private Ryan), 1998
Заработавшую Спилбергу режиссерский «Оскар» военную драму запомнили благодаря феноменальной открывающей сцене — и тому, что титульного героя сыграл Мэтт Деймон. За минувшие 20 лет «Спасти рядового Райана» процитировали десятки хороших (и не очень) фильмов, но как минимум по части высадки в Нормандии — и спасения Деймона — мэтра не переплюнул никто.
5. «ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД» (Indiana Jones and the Last Crusade), 1989
На этом — или повыше — месте подобных рейтингов неизбежно красуется «В поисках утраченного ковчега», но идея предпочесть первому «Индиане Джонсу» третьего не такая уж и кощунственная. «Последний крестовый поход» — не особенно оригинальный, но в остальном идеальный сиквел, чей главный козырь — это, понятно, сэр Шон Коннери в уморительной роли отца Инди.
4. «СПИСОК ШИНДЛЕРА» (Schindler’s List), 1993
Окончательная и бесповоротная коронация Спилберга состоялась четверть века назад с выходом «Списка Шиндлера» — без малого 200-минутного черно-белого эпоса о Холокосте, заработавшего при этом не только груду «Оскаров» (включая самый главный и режиссерский), но и свыше 300 миллионов долларов. Так, не уронив лавры лучшего на свете массовика-затейника, Спилберг прослыл еще и штатным голливудским гуманистом.
3. «ЛИНКОЛЬН» (Lincoln), 2012
Драматические фильмы Спилбергу удаются в лучшем случае через раз, но в случае с «Линкольном» он нечаянно напал на золотую жилу: изначально утвержденный на титульную роль и усердно к ней готовившийся Лиам Нисон внезапно дал задний ход, тем самым освободив Дэниелу Дей-Льюису дорогу к третьему «Оскару». Их со Спилбергом коллаборация — последняя веха в блестящих карьерах обоих.
2. «ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА» (Jurassic Park), 1993
За считанные месяцы до «Списка Шиндлера» послужной список Спилберга пополнился фильмом, продлившим его пребывание на троне короля бокс-офиса еще на пять лет: его же «Инопланетянина» в списке самых кассовых картин всех времен сменил революционный в смысле визуальных эффектов и неотразимый в целом блокбастер о посягнувшем на роль господа бога парке развлечений.
1 «ЧЕЛЮСТИ» (Jaws), 1975
Режиссерские работы Спилберга заработали в общей сложности 9,5 миллиардов долларов (что на три миллиарда больше, чем у Питера Джексона с его хоббитами), а из шести последних фильмов, являвшихся самыми успешными в голливудской истории, Стивен в ответе за три — включая сделавший ему имя и остающийся непревзойденным эскапистский триллер о терроризирующей тихий курортный городок акуле-людоеде.