Почему глаза на картинах иногда следуют за вами, куда бы вы не перемещались?

Вы сейчас просматриваете Почему глаза на картинах иногда следуют за вами, куда бы вы не перемещались?

Вы видели это в фильмах ужасов или даже в реальной жизни в местном музее: картина, на которой глаза изображенного человека, кажется, следуют за вами по комнате, куда бы вы ни пошли.

Люди описывали эффект как жуткий, а некоторые считали его сверхъестественным. Но теперь исследователи узнали очень естественную причину этого визуального эффекта.

Джованни Браголин. Плачущий мальчик
Джованни Браголин. Плачущий мальчик

Оказывается, даже художнику средней квалификации добиться эффекта «вездесущего взгляда» совсем несложно. Короче говоря, все, что вам нужно, это небольшая иллюзия глубины, чтобы изображенный человек казался хотя бы в некоторой степени трехмерным, несмотря на то, что он находится на двухмерном холсте, и направить взгляд глаз так, чтобы они смотрели на кого-то, стоящего прямо перед собой. Сочетание объема и такого взгляда создает оптическую иллюзию. Отвечает за нее только визуальное восприятие, то есть дело не в картине, а уже в нас.

При перемещении наблюдателя изменяется только его положение в пространстве. При этом перспектива, тени и свет на картине остаются прежними. Глаза, направленные прямо, будут следить за зрителем, где бы он ни находился. При этом, если в зале музея находятся несколько человек, это ощущение будет у каждого. Двухмерное изображение нельзя увидеть сбоку, поэтому мы всегда будем видеть взгляд с картины.

Американская готика Гранта Вуда. Мужчина следит за вами, а женщина нет
Американская готика Гранта Вуда. Мужчина следит за вами, а женщина нет

Когда мы наблюдаем картину на стене, визуальная информация, определяющая ближние и дальние точки, не зависит от направления взгляда. Тем не менее, мы интерпретируем это перцептивно, как если бы это был реальный объект. Вот почему кажется, что глаза следуют за вами, когда вы меняете направление взгляда.

Нидерландские ученые провели несколько экспериментов со старыми полотнами и специально написанными для исследования картинами. В итоге они выяснили, что если человек с картины смотрит не прямо, а в сторону, вверх или вниз, иллюзия не работает.

НЕ ПРОПУСТИТЕ:  Рекордсмены премии «Оскар» за всю историю

Открытие великого Филиппо Брунеллески

Первооткрывателем этого простого, но эффектного приема считают Филиппо Брунеллески. Этот итальянский архитектор, скульптор и художник, начал использовать иллюзию еще в 14 столетии.

Линейная перспектива в архитектуре
Линейная перспектива в архитектуре

Средневековый гений задолго до начала просвещенной эпохи Возрождения предложил концепцию «линейной перспективы». Она заключается в том, что все линии картины должны сходиться в одной удаленной точке на горизонте.

Пример линейной перспективы Филиппо Брунеллески
Пример линейной перспективы Филиппо Брунеллески

Прием Брунеллески дарит картине иллюзию глубины, которая простым зрителям кажется чудом. Касается это не только чертежей и пейзажей, но и портретов. Добавьте сюда виртуозную работу со светом и тенью и тот самый «следящий взгляд». Теперь вы понимаете, почему с некоторыми полотнами жутковато оставаться наедине.