Значение знаменитого рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

Леонардо да Винчи многие называют чуть ли не самым гениальным человеком в истории. И хотя жил он давно, в эпоху Возрождения, глубиной своего подхода к выбранным направлениям деятельности представляет интерес и поныне. Мы восторгаемся картинами да Винчи, пытаясь понять их тайну, видим в его ученых заметках предсказания будущего. А ведь он был еще и музыкантом, анатомом, скульптором и архитектором.

Леонардо да Винчи – типичный универсальный человек, который сумел оказаться состоятельным во множестве профессий. Среди его работ одной из самых известных, но вместе с тем и самой интересной, глубокой с философских позиций, является «Витрувианский человек».

Вы наверняка видели этот эскиз – мужская фигура изображена в двух наложенных друг на друга позициях. А вот с какой целью Леонардо создал такой рисунок и что он означает – мало кто знает.

Что такое Витрувианский человек?

Что такое Витрувианский человек?

Леонардо нарисовал Витрувианского человека, известного также как «Пропорции человеческого тела по Витрувию», в 1492 году с помощью туши, пера и акварели.

«Витрувианский человек» основан на De Architectura, руководстве по строительству, написанном римским архитектором и инженером Витрувием между 30 и 15 годами до нашей эры. Хотя трактат посвящен архитектуре, он также исследует человеческое тело, а именно геометрию «идеальных» пропорций, что вызвало интерес Леонардо к анатомии и вдохновило его на рисунок.

«De Architectura» Марка Витрувия Поллиона

«De Architectura» Марка Витрувия Поллиона

На его рисунке показаны двое мужчин, стоящих ровно друг за другом. У одного из них руки и ноги разведены в стороны так, чтобы вписаться в квадрат. У другого же руки ноги разведены, оказавшись вписанными в круг. Такое положение тел неслучайно. Рисунок, как и текст к нему, называют еще и «Каноном идеальных пропорций человека» или «Каноном пропорций».

Каковы «идеальные» пропорции?

Рисунок сопровождается двумя блоками обратного текста. В первом Леонардо отмечает, что, по словам Витрувия, это размеры идеального тела:

  • четыре пальца равны одной ладони
  • четыре ладони равны одной ступне
  • шесть ладоней составляют один локоть
  • четыре локтя равны росту человека
  • четыре локтя равны одному шагу
  • 24 ладони равны одному мужчине

Кроме того, в первом наборе примечаний также указывается: «Если вы разводите ноги настолько, чтобы уменьшить свой рост на 1/14, а также разводите и поднимаете руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки вашей головы, вы должны знать, что центр разогнутых конечностей будет в пупке, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником. Длина раскинутых рук мужчины равна его росту».

leonardo-da-vinci-vitruvian-man

Во втором блоке текста художник описывает тело модели в виде дробей:

  • «От корней волос до нижней части подбородка — десятая часть роста человека»
  • «От нижней части подбородка до макушки — одна восьмая его роста»
  • «От верхней части груди до макушки его головы будет одна шестая человека»
  • «От верхней части груди до корней волос будет седьмая часть всего человека».
  • «От сосков до макушки будет четвертая часть мужчины».
  • «Наибольшая ширина плеч вмещает в себя четвертую часть мужчины».
  • «От локтя до кончика руки будет пятая часть мужчины»
  • «От локтя до угла подмышки будет восьмая часть мужчины».
  • «Вся рука будет десятой частью человека»
  • «Начало гениталий отмечает середину мужчины»
  • «Нога — седьмая часть человека»
  • «От подошвы до колена будет четвертая часть мужчины»
  • «Снизу от колена до начала гениталий будет четвертая часть мужчины»
  • «Расстояние от нижней части подбородка до носа и от корней волос до бровей в каждом случае одинаково и, как и у уха, составляет треть лица»
leonardo-da-vinci-vitruvian-man

Витрувианский человек Сегодня

С 1822 года Витрувианский человек является частью постоянной коллекции Галереи Академии в Венеции, Италия. Поскольку рисунок слишком хрупкий, чтобы выставляться на обозрение, экспонат выставляется редко. Однако, даже будучи скрытым, рисунок остается ключевой частью их коллекции и, в конечном счете, одним из самых важных произведений итальянского Возрождения.

Галерея Академии в Венеции

Витрувианский человек сегодня воспринимается уже не как символ идеальных пропорций мужского тела, а как обозначение нашего места во Вселенной. Композицию принято толковать так, что квадрат является символом материального мира. Центр фигуры как раз располагается в области паха человека, а вот круг – символ всего божественного, в том числе и нашего происхождения. Любопытно, что в отличие от фигуры в квадрате фигура в круге не размечена черточками, это может быть отсылкой к невозможности измерить божественное. А центр окружности размещается ровно на месте пупка человека. Так рождается символ двойственности человека: божественного и вместе с тем смертного. Леонардо да Винчи считал, что Бог сотворил наше тело, но мы сами может сделать его идеальным, тем самым в чем-то сравниваясь с творцом.

Фигуры в круге и квадрате можно трактовать, как динамику и спокойствие. Тем самым Леонардо да Винчи словно бы намекает нам о противоречивости духа и материи. Было бы слишком просто видеть в рисунке лишь двух людей, тут показана симметрия Вселенной в целом. Да и в пропорциях объемы круга и квадрата равны, что может говорить о возможности взаимного перехода материального в духовного.

Знаменитый рисунок часто используется в качестве символа Вселенной и симметрии человеческого тела. Гигантская реплика была изображена даже на льдах Северного Ледовитого океана в 2011 году, чтобы привлечь внимание к вопросам экологического равновесия.

Поделись

  • Спасибо!