25 фактов о фильме «Сияние», которые вы можете не знать

«Сияние» (The Shining) — фильм ужасов режиссёра, сценариста и продюсера Стэнли Кубрика считается одной из лучших адаптаций на большом экране в истории Стивена Кинга — и на то есть веские причины. (Даже если сам Кинг не большой поклонник.) Даже если вы смотрели фильм 100 раз, вы, вероятно, многое еще не знаете о том, что происходило за кулисами.

ВсеЗнаешь.ру нашел 25 интересных фактов об экранизации «Сияние».

1. Режиссер Стэнли Кубрик был неравнодушен к жанру ужасов задолго до того, как снял «Сияние»

Режиссер Стэнли Кубрик

Кубрик известен разнообразием своих жанровых пристрастий – и жанр ужасов тоже не остался в стороне от его внимания. В начале 1970-х Кубрик обдумывал возможность снять «Экзорциста». Но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку он готов был занять режиссерское кресло только при условии, что будет также и продюсером проекта. Позже он сказал одному из друзей, что «хотел снять самый страшный в мире фильм, в который вошли бы эпизоды, воплотившие худшие кошмары зрителей».

2. Вдохновением для картины послужила серия «Сборника»

В 1952 году Кубрик работал режиссером второго плана при съемках одного эпизода сериала «Сборник». Но речь идет о другой серии: об игроках в покер, которые устраивают драку – из нее Кубрик и черпал вдохновение для некоторых сцен «Сияние».

Вот слова самого Кубрика: «Вам кажется, что его смерть была неизбежна, потому что картежник-параноик в итоге ввяжется в роковую перестрелку. Но в финале вы обнаруживаете, что человек, которого он обвинял, на самом деле мошенничал. Я думаю, что в «Сиянии» тоже есть эта попытка ввести в заблуждение, чтобы предвосхитить осознание реальности сверхъестественных событий».

3. Кубрик даже не прочитал сценарий, написанный Стивеном Кингом…

По словам одного из биографов Кубрика Дэвида Хьюза, Кинг написал черновик сценария «Сияния». Однако Кубрик не удостоил его даже взглядом – это объяснимо, если вспомнить, как он однажды заметил, что Кинг пишет «слабо». Вместо этого Кубрик предпочел работать над сценарием с Дайан Джонсон, поскольку был поклонником ее книги «Тень знает» («The Shadow Knows»). В итоге этой работе они посвятили одиннадцать недель.

4. …Но у Кубрика все же были вопросы к Кингу…

Есть легендарная история, которую Кинг, бывает, все еще рассказывает на громких чтениях. Стэнли Кубрик позвонил ему в семь утра и спросил: «Мне кажется, что истории о сверхъестественном в основе своей всегда оптимистичны, разве нет? Если есть призраки, значит, можно пережить смерть». Тогда Кинг задал встречный вопрос о том, как в эту картину вместили ад, Кубрик просто ответил: «Я не верю в ад».

5. …Кингу фильм не понравился

В интервью журналу «Плейбой» в 1983 году Кинг сказал: «Долгое время я восхищался Кубриком и очень многого ждал от проекта, но результат меня глубоко разочаровал. От некоторых эпизодов бросает в дрожь, они неумолимо швыряют в омут клаустрофобного ужаса, а другие совершенно плоские».

Писатель также не одобрил выбор на главную роль Николсона, заявив: «Хотя Джек Николсон отличный актер, он совсем не подходил для этой роли. Его последней большой работой стала роль в картине «Пролетая над гнездом кукушки», и выбирая между тем его образом и этим, с ухмылкой маньяка, зрители автоматически будут ассоциировать его с сумасшедшим из первого фильма. Но моя книга о том, как Джек Торранс постепенно погружался в безумие под пагубным влиянием отеля «Оверлук» – если же герой безумен с самого начала, то вся трагичность его падения сходит на нет».

6. Кубрик нанял на работу членов своей семьи

Исполнительным продюсером картины был шурин Кубрика Ян Харлан. Кристиана Кубрик и Вивиан Кубрик, жена и дочь режиссера, помогали ему с декорациями и музыкой – хотя Вивиан больше известна благодаря документальной ленте со съемочной площадки под названием «Создавая «Сияние» («The Making Of The Shining»). 30-минутный фильм, который транслировался на BBC, демонстрирует исключительный взгляд на режиссерский стиль Кубрика. Вы можете посмотреть его выше (видео на английском языке).

7. Кубрик не присутствовал во время съемок натуры

Кубрик ненавидел летать и даже отказался покидать Англию в конце жизни – так что его не было со съемочной группой, когда снимались кадры для начальных титров «Сияния». Вторая группа направилась в Национальный парк Гласьер в штате Монтана, где проводила съемку с вертолета.

8. Номер 217 переделали в 237 по требованию «Тимберлайн-Лодж»

В книге жуткие события разворачиваются в номере 217, а не 237. Винить в этом изменении следует «Тимберлайн-Лодж» – отель, фасад которого появляется в некоторых эпизодах фильма, изображая «Оверлук». Управляющие отеля попросили изменить цифры на двери комнаты, чтобы постояльцы не избегали номера 217. В гостинице номера 237 нет вовсе, потому выбор пал именно на него. На сайте «Тимберлайн-Лодж» можно прочесть следующее: «Любопытно и в каком-то смысле иронично, но номер 217 в нашем отеле заказывают чаще, чем любой другой».

9. «Работа без веселья делает Джека занудой» – эта фраза имеет разные переводы

Каноническая фраза на самом деле звучит по-разному в иностранных озвучках – таково было пожелание самого Кубрика. В немецком переводе она звучит так: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Эта же фраза на испанском: «Если кто-то рано встанет, рассвет скорее не настанет». И на итальянском: «Кто рано встает, тот встречает золотой день».

10. Есть легенда, что Кубрик сам напечатал все страницы со словами «Работа без веселья…»

25 интересных фактов об экранизации «Сияние»

Никто наверняка не знает, не сам ли Кубрик напечатал 500 страниц с текстом «Работа без веселья делает Джека занудой». Кубрик не обращался в отдел реквизита с таким заданием, а использовал собственную пишущую машинку. Это была машинка со встроенной памятью, так что для работы не нужно было присутствие человека. Однако отдельные страницы в фильме отличаются внешним видом и ошибками. Некоторые считают, что для этого режиссера было бы вполне типично самому подготовить каждую страницу. Что ж, теперь мы этого не узнаем – никто не задавал этого вопроса Кубрику, пока он был жив.

11. В фильме есть секретный номер журнала «Playgirl»

Кубрик всегда славился своей любовью к деталям. Когда Джек Торранс в холле гостиницы «Оверлук» читает журнал «Playgirl» [женский аналог журнала «Playboy» – прим. перев.], прежде чем его нанимают на работу, это не случайно. В журнале есть статья, посвященная инцесту, так что самая популярная теория говорит о том, что Кубрик тонко намекает: Дэнни мог быть жертвой сексуального насилия. Другая статья, анонсированная на обложке – «Интервью: Продажа Дэвида Соула (из сериала «Старски и Хатч»). Возможно, Кубрик делился какими-то предчувствиями. Как бы то ни было, ни один нормальный отель не станет повсюду раскладывать экземпляры «Playgirl», так что этот журнал, безусловно, играет роль какого-то тревожного знака.

12. Дэн Ллойд, сыгравший роль Дэнни, больше не снимался в кино

Казалось, фильм «Сияние» должен был открыть все дороги многообещающему юному дарованию Дэну Ллойду. На самом деле после у него была только одна роль в телевизионном фильме два года спустя, но на этом его карьера закончилась. «Мы пробовали несколько лет… пока я не пошел в старшую школу и не бросил все эти бесплодные попытки, едва мне исполнилось четырнадцать, — рассказал он «New York Daily News».

13. Юный Дэн Ллойд не знал, что снимается в фильме ужасов

Чтобы защитить 5-летнего Дэна, Кубрик сказал ему, что они снимают драму. Актер даже не видел картину целиком, пока ему не исполнилось шестнадцать. Позже Ллойд сказал: «Лично мне фильм не казался страшным, потому что я видел его как бы находясь за сценой. Есть какая-то ирония в том, что мне нравятся комедии и документалистика».

14. Фраза «А вот и Джонни» – это импровизация Джека Николсона

Благодаря Джеку Николсону в «Сиянии» появилась та самая фраза, которая попала в сотню лучших киноцитат по версии Американского института киноискусства. Когда снимали сцену, в которой Джек проламывает дверь ванной топором, Николсон прокричал знаменитую фразу Эда Макмэхона из шоу «Сегодня вечером» с Джонни Карсоном. Эта фраза «выстрелила» и осталась в фильме. Сохранились видеозаписи, сделанные на съемочной площадке, на которых видно, как Николсон репетировал знаменитую сцену.

15. Джек Николсон написал один из эпизодов

Николсон не только сымпровизировал самую знаменитую фразу в фильме, он также написал целую сцену. Он выразил глубокое понимание Джека Торранса в эпизоде, где тот ругает свою жену, пытаясь писать.

В интервью для «New York Times» Николсон объяснил: «Я был таким же, когда развелся. Я испытывал давление, будучи семейным человеком с дочерью, я согласился на дневные съемки, а по ночам писал сценарий. Я возвращаюсь в свой маленький уголок и к моей любимой жене Сандре, видя то, чего она не замечала – маньяка. Я рассказал об этом Стэнли, и мы вписали это в сценарий».

16. Шелли Дювалл и Стэнли Кубрик не ладили

Хотя отношения Николсона и Кубрика были замечательные, но с Шелли Дювалл режиссер был очень груб во время съемок – это известный факт. Как говорила актриса: «С мая по октябрь мое здоровье постоянно ухудшалось, потому что стресс был чудовищным. Стэнли все время давил на меня и подстегивал – такого со мной раньше не было. Это была моя самая трудная роль». Эпизод, в котором Венди замахивается на Джека битой, характерный пример режиссерского давления. Эта сцена попала в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку для ее завершения потребовалось 127 дублей – больше чем для любой другой диалогической сцены.

17. Слиму Пикенсу предлагали роль Дика Хэллорана

Пикенс уже работал с Кубриком. Он сыграл майора Ти Джея Кинг-Конга в фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Выбор режиссера все же был довольно странный, поскольку в книге герой был чернокожим. Пикенс отказался от повторной работы с Кубриком, поскольку ему слишком тяжело дались напряженные съемки «Доктора Стрейнджлава». Так роль досталась Скэтмэну Крозерсу.

18. В пространственном отношении отель «Оверлук» не имеет смысла

Внимательный фанат «Сияния» Роб Эйджер заметил, что некоторые моменты, снятые в «Оверлуке» противоречивы. Например, в кабинете Ульмана есть окно на улицу, но это невозможно, ведь кабинет окружен другими комнатами. Та же ситуация и с другими окнами – они не вписываются в контекст. Кроме того, есть еще холл Зала Колорадо, который появляется из ниоткуда. Эйджер записал видео, в котором обрисовал все эти несоответствия.

Исполнительный продюсер картины Ян Харлан утверждает, что все было так и задумано. «Внутренние декорации не имеют смысла, — заявил он в 2012. – Эти огромные коридоры и залы не могли бы уместиться внутри. На самом деле вообще все бессмысленно».

19. Большая часть декораций была уничтожена огнем

Перед самым окончанием съемок начался пожар и уничтожил множество декораций. По словам штатного фотографа «как-то ночью начался серьезный пожар, и мы так и не узнали о его причине. Пожар разрушил два звуковых павильона и едва не добрался до третьего в «Элстри Студиос». Реконструкция одного из павильонов обошлась в 2,5 миллиона долларов.

На знаменитой фотографии Кубрик смеется посреди следов этой аварии. Возможно, он смеется, потому что знает – роман заканчивается тем, что «Оверлук» сгорает дотла.

20. Во время съемок было использовано 900 тонн соли

И это только для завершающей сцены! В финале «Сияния» Джек преследует маленького Дэнни в садовом лабиринте, усыпанном снегом, пока не погибает. Для того, чтобы сделать по-настоящему заснеженный лабиринт, понадобилось очень много соли и измельченного пенопласта.

21. На создание фильма ушло пять лет

Кубрик славился тем, как долго готовил свои картины. Однозначных сведений о продолжительности самих съемок нет, но, скорее всего, они длились почти год. Примерно в то же время, когда снимался этот фильм, Кубрик сказал: «Есть какое-то удивительное ощущение безвременья, которое съемки привносят в мою жизнь. Я делаю то же, что делал в восемнадцать, когда снимал первый свой фильм. Это освобождает от чувства времени».

22. Есть и другая концовка фильма

25 интересных фактов об экранизации «Сияние»

Нет ничего необычного в том, что режиссер меняет финал после завершения съемок, но Кубрик сделал это, когда фильм уже неделю был в прокате. Копии прежней версии утеряны, но зато сохранились страницы сценария. Эта сцена происходит после гибели Джека в снегах. Ульман навещает Венди в больнице. Он говорит ей: «Насчет того, что вы видели в отеле. Лейтенант сообщил мне, что они прочесали всю территорию, но не нашли ни единого следа того, что вообще что-то случилось». Он также предложил Вэнди и Дэнни остановиться на какое-то время у него. Фильм заканчивается текстом: «Отель «Оверлук» пережил эту трагедию, как и многие другие. Он по-прежнему принимает гостей каждый год с 20 мая по 20 сентября. На зиму он закрывается».

Роджер Эберт считает, что удалить эту сцену было правильным решением: «Кубрик поступил мудро, вырезав эпилог… он лишает историю слишком многого».

23. Этот фильм был следующей картиной Кубрика после его самого большого провала – «Барри Линдона»

Обстоятельства складывались для режиссера неблагоприятно после выхода на экраны фильма «Барри Линдон» в 1975 году. Кинообозреватель Тим Роби заметил: «Фильм не достиг того коммерческого успеха, на который рассчитывала студия «Warner Bros». При бюджете в 11 миллионов долларов, картина заработала в Америке только 9,5. Хотя международные сборы были гораздо лучше. По словам Хьюза ожидались сборы в размере минимум 30 миллионов долларов – тогда можно было бы говорить о том, что картина оказалась успешной.

«Сияние» показало себя намного лучше в финансовом отношении. На производство было затрачено 19 миллионов долларов, а прибыль только в США составила 47 миллионов. Это была одна из самых прибыльных картин 1980-х.

24. Фильм вдохновил множество теорий заговора

25 интересных фактов об экранизации «Сияние»

Было так много теорий об истинном смысле «Сияния», что их сторонники в итоге сняли собственный документальный фильм под названием «Номер 237». Согласно одной теории Кубрик помогал фальсифицировать высадку на Луну и «Сияние» было его признанием. Некоторые заявляют, что на самом деле фильм повествует о геноциде коренных американцев. Другие полагают, что в фильме скрыта история Холокоста и концлагерей.

Ассистент Кубрика Леон Витали, работавший с режиссером во время съемок, отрицает все эти версии: «Я смеялся на протяжении всего просмотра. Я точно знаю, что некоторые из идей, представленных в фильме, это полный бред».

25. Самый знаменитый фан-сайт фильма основал режиссер «Истории игрушек 3» Ли Анкрич

фан-сайт фильма «Сияние»

Анкрич запустил «Отель «Оверлук», на котором содержится множество фотографий и закулисной информации о фильме. «Я открыл этот сайт исключительно из эгоистических соображений, — сказал он. – Я собираю материалы о «Сиянии» уже много лет, и мне хотелось организованно хранить их в одном месте. Анкрич был также среди тех, кто вложил средства в документальный фильм «Новер 237».

Но, безусловно, самое забавное – находить приметы увлеченности Анкрича в виде скрытых ссылок на «Сияние» в третьей «Истории игрушек». Ковер Сида совершенно такой же, как в «Оверлуке». Номер на мусоровозе – «RM237». А Трикси общается в чате с игрушечным динозавром, живущим вниз по улице, ник которого, между прочим, «Velocistar237».

Понравился этот материал? Подпишитесь на ВсеЗнаешь.ру!

Интересные факты

Загрузка...

Читайте также: