Мы привыкли видеть квадратные и прямоугольные окна в большинстве строительных конструкций. И, конечно же, закругленные окна — или, говоря архитектурным языком, окулюс — придают дизайну характер и интригу.
Теперь подумайте о самолетах и реактивных лайнерах. Всегда круглые или овальные окна. Как странно было бы пройти по проходу реактивного лайнера и пристегнуться рядом с квадратным иллюминатором?

Возможно, когда-то ваши предки поступали именно так, поскольку квадратные окна фактически были нормой в первых коммерческих самолетах. Они прекрасно работали веками в домах и зданиях, так зачем менять хороший дизайн?
К сожалению, инженерам понадобилось несколько трагических событий, чтобы по-новому взглянуть на конструкцию окон самолета. Это было в 1950-х годах, когда коммерческие авиалайнеры становились больше — и они также начали распадаться в воздухе. Двумя из них были DeHavilland Comet, которые развалились в полете в ходе отдельных событий в 1953 и 1954 годах. Выяснилось, что причиной были… ага, квадратные окна.

Инженеры определили, что острые края квадратных окон самолетов создавали естественные слабые места, вызывая «усталостное разрушение металла». Эти углы были легко нагружены, а затем еще больше ослаблены давлением воздуха на большой высоте.
К 50-м годам такие самолеты, как DeHavilland Comet, летали быстрее и выше, чем предшественники в отрасли, а это означало, что после нескольких полетов и многократного повышения давления эти квадратные окна практически развалились от давления.

Закругленные окна, с другой стороны, способны равномерно распределять давление, потому что у них нет углов для концентрации напряжения, что снижает вероятность трещин или разрывов. Круглые формы окна также прочнее и устойчивы к деформации, что делает их способными выдерживать повторяющиеся перепады давления внутри и снаружи самолета.
Вы также можете заметить, что между вами и внешней частью самолета есть несколько слоев акрила (не стекла). Эти слои обеспечивают дополнительную защиту от погодных явлений, таких как дождь, ветер и туман. А эта крохотная дырочка внизу иллюминатора? Их называют «отдушина», и она добавляет еще один уровень защиты, помогая поддерживать давление воздуха на борту на относительно постоянном уровне, позволяя воздуху проходить через различные слои окна.

Итак, в следующий раз, когда вы будете в полете, будьте благодарны за эти закругленные окна, наслаждаетесь ли вы видом или избегаете его, потому что не хотите, чтобы вам напоминали, как высоко вы находитесь над землей.