Почему окна в самолетах круглые: причина, по которой окна были изменены с квадратных на круглые

You are currently viewing Почему окна в самолетах круглые: причина, по которой окна были изменены с квадратных на круглые

Мы привыкли видеть квадратные и прямоугольные окна в большинстве строительных конструкций. И, конечно же, закругленные окна — или, говоря архитектурным языком, окулюс — придают дизайну характер и интригу.

Теперь подумайте о самолетах и ​​реактивных лайнерах. Всегда круглые или овальные окна. Как странно было бы пройти по проходу реактивного лайнера и пристегнуться рядом с квадратным иллюминатором?

окна круглые
У крупных авиалайнеров когда-то были квадратные окна, но теперь у всех самолетов окна круглые. Почему?

Возможно, когда-то ваши предки поступали именно так, поскольку квадратные окна фактически были нормой в первых коммерческих самолетах. Они прекрасно работали веками в домах и зданиях, так зачем менять хороший дизайн?

К сожалению, инженерам понадобилось несколько трагических событий, чтобы по-новому взглянуть на конструкцию окон самолета. Это было в 1950-х годах, когда коммерческие авиалайнеры становились больше — и они также начали распадаться в воздухе. Двумя из них были DeHavilland Comet, которые развалились в полете в ходе отдельных событий в 1953 и 1954 годах. Выяснилось, что причиной были… ага, квадратные окна.

Прототип «Кометы 1»
Прототип «Кометы 1» на аэродроме Хэтфилд в октябре 1949 года

Инженеры определили, что острые края квадратных окон самолетов создавали естественные слабые места, вызывая «усталостное разрушение металла». Эти углы были легко нагружены, а затем еще больше ослаблены давлением воздуха на большой высоте.

К 50-м годам такие самолеты, как DeHavilland Comet, летали быстрее и выше, чем предшественники в отрасли, а это означало, что после нескольких полетов и многократного повышения давления эти квадратные окна практически развалились от давления.

Не пропустите:  10 вещей, которые не стоит делать в самолете
window
На этом рисунке показано, как напряжение от квадратных окон на de Havilland Comet привело к тому, что самолет развалился в воздухе.

Закругленные окна, с другой стороны, способны равномерно распределять давление, потому что у них нет углов для концентрации напряжения, что снижает вероятность трещин или разрывов. Круглые формы окна также прочнее и устойчивы к деформации, что делает их способными выдерживать повторяющиеся перепады давления внутри и снаружи самолета.

Вы также можете заметить, что между вами и внешней частью самолета есть несколько слоев акрила (не стекла). Эти слои обеспечивают дополнительную защиту от погодных явлений, таких как дождь, ветер и туман. А эта крохотная дырочка внизу иллюминатора? Их называют «отдушина», и она добавляет еще один уровень защиты, помогая поддерживать давление воздуха на борту на относительно постоянном уровне, позволяя воздуху проходить через различные слои окна.

Конструкция окошка
Иллюминаторы изготовлены из органического стекла. Они все овальной формы. Размеры — 270х380 мм. Стёкла вставлены в штампованные рамы, которые имеются в вырезах по бокам борта. Толщина наружного стекла — 10 мм, внутреннего — 4 мм.

Итак, в следующий раз, когда вы будете в полете, будьте благодарны за эти закругленные окна, наслаждаетесь ли вы видом или избегаете его, потому что не хотите, чтобы вам напоминали, как высоко вы находитесь над землей.