От колеса до электромобиля — мы прошли долгий путь, и кто знает, что нас ждет дальше. Мы становимся настолько прогрессивными, что даже не успеваем оценить или признать это. Для большинства из нас это незаметно, но от этого прогресс не становится медленнее, и это хорошо видно на примере развития инфраструктуры, которое мы наблюдаем во всем мире.
ВсеЗнаешь.ру предлагает погрузиться в мир инфраструктуры и посмотреть на 12 поистине гениальных чудес инженерной мысли.
1. Акведук Велувемеер, Нидерланды
Акведук Велувемер в Хардервейке, Нидерланды, был построен невероятным образом. Он позволяет воде проходить над дорогой, в отличие от обычных мостов-акведуков, которые проходят над водоемом.

Акведук Велювемеер — это канал глубиной 3 метра, построенный необычным образом, поскольку он позволяет лодкам проходить над шоссе. Расположенный на озере Велювемер, канал соединен с голландским шоссе N302 и Флеволандом, самым большим искусственным островом в мире.
Акведук построен из 22 000 кубических метров бетона, чтобы удержать воду над проходящей под ним дорогой. В среднем двухполосная дорога пропускает 28 000 автомобилей в день, в то же время позволяя лодкам проходить по узкому акведуку в любое время суток.
Узкий акведук был построен потому, что строительство туннеля, парома или моста было дорогой и непрактичной задачей. Поэтому инженеры придумали креативную и уникальную идею, которая к тому же оказалась бюджетной. Общая сумма, необходимая для строительства акведука, составила 61 миллион долларов.
Здесь также построены тротуары, чтобы люди могли гулять и наслаждаться живописным видом.
2. Фолкеркское колесо
Фолкеркское колесо в Шотландии — это уникальное сооружение подобного рода во всем мире. Оно представляет собой вращающийся подъемник для лодок, который соединяет два канала, а именно канал Форт и Клайд и канал Юнион. Колесо поднимает лодки на 24 метра, чтобы переправить их с одного канала на другой.

Сначала два канала были соединены с помощью 11 шлюзов. В 1933 году переправа была демонтирована, поскольку она была неэффективна, так как на перевозку грузов из одного канала в другой уходил целый день. Каналы оставались разъединенными до 2002 года, когда колесо было достроено и открыто в рамках проекта Millennium Link.
Высота этого колеса составляет 35 метров, что эквивалентно восьми двухэтажным автобусам, поставленным друг на друга, и вмещает 500 000 литров воды. Энергия, которая требуется для одного оборота, также относительно невелика — всего около 1,5 кВт/ч энергии на один оборот.
Около 400 000 туристов посещают эту уникальную инновационну технологию, а всего с момента ее открытия в 2002 году ее посетили 5,5 миллионов человек.
3. Нефтяное месторождение Драуген
Нефтяное месторождение Драуген, расположенное в Норвежском море, представляет собой сложную и восхитительную структуру с подводной глубиной 250 метров. Месторождение было обнаружено в 1984 году, а добыча нефти началась в 1993 году.

План добычи и разработки на участке был утвержден через четыре года после обнаружения нефти. Нижняя часть платформы построена с использованием бетона в качестве основного материала с высокой степенью интеграции верхней части.
Нефтяное месторождение добывает нефть из двух основных пластов и хранит ее в резервуарах в подвале платформы. Хранящаяся нефть впоследствии экспортируется с помощью танкеров, в которые нефть выгружается с помощью плавучего погрузочного буя.
Большую часть коллектора составляет пласт Рогн, который представляет собой морской песчаный пласт позднего юрского периода.
Текущее состояние нефтяного месторождения не самое лучшее, поскольку наблюдается резкое снижение добычи нефти. Сопутствующий газ, необходимый для производства электроэнергии, также недоступен. Хотя в настоящее время изучаются альтернативные методы решения этих проблем для продолжения и поддержания добычи в долгосрочной перспективе.
4. Панамский канал
Панамский канал — это важный искусственный водный путь, соединяющий Атлантический океан с Тихим океаном через узкий Панамский перешеек. Это важный и стратегически значимый маршрут, поскольку он используется кораблями для кратчайшего путешествия между двумя океанами, избегая длинных и опасных маршрутов вокруг южной оконечности Южной Америки.

Морская торговля в существенной мере упростилась благодаря Панамскому каналу длиной 83 километра, поскольку он проходит через узкую сушу Панамского перешейка, обеспечивая проход для судов из одного океана в другой.
До строительства канала в 1914 году судам приходилось идти по маршруту мыса Горн, что требовало прохождения всего пути вокруг самой южной оконечности Южной Америки. Канал позволяет сэкономить 15 000 километров неоправданного расстояния, в то время как альтернативный маршрут не только длителен, но и опасен для жизни.
Канал помогает судам переходить из одного океана в другой с помощью системы шлюзов. В Панамском канале корабль проходит множество ступеней, начиная с озера Гатун, ближайшего к атлантической стороне канала.
Здесь, на озере Гатун, три корабля поднимаются на высоту 25 метров над уровнем моря, затем корабли проходят через разрез Кулебра, который приводит их к озеру Мирафлорес, опускаясь на 9 метров. Пройдя около двух километров по озеру, суда опускаются обратно на уровень моря в Тихий океан через шлюзы в конце.
Строительство канала было завершено в августе 1914 года . США были единственными хозяевами канала до 1979 года, когда он был передан Комиссии Панамского канала, а затем в 1999 году — Панаме.
5. Тоннель под Ла-Маншем
Тоннель под Ла-Маншем имеет самую длинную подводную часть среди всех тоннелей в мире. Это железнодорожный тоннель, который соединяет Великобританию и Францию и проходит под Ла-Маншем.

Тоннель длиной 50 км также иногда называют «Евротоннелем». Внутри этого тоннеля есть три основные секции, две из которых заняты железной дорогой, а средняя — служебными помещениями и службами безопасности.
Он сократил время поездки из одной страны в другую всего до 35 минут, поскольку максимальная скорость движения железной дороги составляет 160 километров в час. Железные дороги используются как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Она соединяет Фолкстон со стороны Великобритании и Сангатт со стороны Франции.
Работы по прокладке протяженного тоннеля начались в 1987 году и были завершены через четыре года, но еще четыре года потребовалось для официального открытия. Таким образом, тоннель официально вступил в эксплуатацию 6 мая 1994 года.
Общая сумма средств, затраченных на строительство, составила 9 миллиардов фунтов стерлингов, что намного превышает запланированную сумму в 5,5 миллиардов фунтов стерлингов. Тем не менее, данный тоннель является третьим по длине железнодорожным тоннелем в мире.

Кроме того, тоннель используется людьми для нелегальной миграции в Великобританию, что вызывает политические проблемы нелегальной иммиграции, нарушение прав человека, а иногда даже насилие. Правительства обеих стран принимают меры безопасности, чтобы предотвратить пересечение границ мигрантами.
6. Пекинский национальный стадион или «Птичье гнездо»
Это невероятное здание Пекинского национального стадиона также называют «Птичьим гнездом», и по праву. Оно действительно выглядит так, как его описывают. Стадион принимал Олимпийские игры 2008 года и повторит то же самое зимой 2022 года.

На полное строительство этого удивительного здания ушло три года и 428 миллионов долларов. Оно расположено к югу от центральной части Олимпийской зоны и рассчитано на 91 000 человек, но после Олимпийских игр 2008 года его вместимость была снижена до 80 000 человек. Главным архитектором проекта был Ли Синган, а также другие фирмы, работавшие вместе с ним.
Сам узор стадиона был вдохновлен китайской керамикой. Изначально предполагалось, что узор будет изображать небо, но в народе он оказался птичьим гнездом.
Стадион официально открылся 28 июня 2008 года с надеждой стать национальным памятником архитектуры современного Китая. После открытия ожидались выступления СМИ и огромное количество туристов. Ожидания не оправдались, но стадион все равно принес огромную прибыль.
Птичье гнездо» использовалось для проведения летних Олимпийских игр 2008 года и уже запланировано для проведения зимних Олимпийских игр 2022 года. Помимо спорта, он дал возможность многим артистам проводить концерты, и первым это сделал Джеки Чан в 2009 году.
7. Пальмовые острова
Пальма Джумейра, один из трех островов среди прекрасных Пальмовых островов, сверху выглядит как пальма. Все три острова расположены на шельфе от Дубая, ОАЭ, и являются искусственно созданными, на них построены частные резиденции и отели.

Строительство острова, а также двух других островов, названных «Острова Дейра» и «Пальм Джебель Али», началось в 2001 году, в основном за счет огромного нефтяного состояния Дубая. Компанией, стоящей за строительством острова, была Nakheel.
Это компания по недвижимости, находящаяся в государственной собственности правительства Дубая. Основное инфраструктурное строительство закончилось в 2004 году, и еще три года потребовалось на возведение зданий. Наконец, жители смогли заселиться сюда в 2007 году.
Самое интересное заключается в том, что при строительстве всего острова Palm Jumeirah не использовались ни бетон, ни сталь. Остров полностью состоит из песка и камней. Это был приказ правителя Дубая, который также является автором идеи и дизайна островов.
На островах есть все необходимое — от торговых центров до огромных вилл для проживания. По оценкам, на Пальме Джумейра проживает более 10 000 человек. Два других острова больше, чем Джумейра, но их развитие остановилось из-за экономической нестабильности, и предполагается, что сверху они будут напоминать карту мира.
8. Золотой рудник Таутона
Золотой рудник Таутона в Южной Африке является самой глубокой шахтой в мире, скорость работы лифтов достигает 16 метров в секунду. Глубина шахты составляет 3,9 километра, и это одна из самых высокопроизводительных шахт в стране.

Шахта «ТауТона» находится недалеко от города Карлетонвилль и работает с 1962 года. Название «ТауТона» заимствовано из языка сетсвана и переводится как «большой лев».
Шахта работает очень эффективно, даже в периоды падения цен на золото. В шахте проложено 800-километров туннелей и работает 5 600 горняков. Однако неудивительно, что шахта такого масштаба опасна для жизни рабочих, и статистика показывает, что в среднем пять работников погибают каждый год.
В самых глубоких местах шахты становится очень трудно дышать, потому что температура повышается по мере углубления в шахту. Для охлаждения температуры внутри шахты используются кондиционеры.
Изначально шахта Таутона не была самой глубокой из всех шахт мира, но в 2008 году она стала таковой, опередив шахту Ист-Ранд на 400 метров. Лифты, построенные в шахте, достаточно быстры, чтобы доставить рабочих с поверхности на дно за час.
Шахта принадлежит мировой золотодобывающей компании AngloGold Ashanti, которой принадлежат две шахты — Mponeng и Savuka Mines.
9. Международный аэропорт Кансай
Международный аэропорт Кансай построен в центре залива Осака. По сути, аэропорт стоит на искусственном острове, а один из его терминалов является самым длинным терминалом аэропорта в мире.
Аэропорт Кансай был построен для того, чтобы уменьшить переполненность аэропорта Итами в Осаке. После открытия аэропорта Кансай 4 сентября 1994 года аэропорт Итами обслуживает только внутренние рейсы.
Всего в аэропорту Кансай два терминала, и первый из них — самый длинный терминал аэропорта в мире — имеет длину 1,7 километра.
Остров расположен в 38 километрах от станции Осака, у берегов Хонсю. Остров длиной четыре километра и шириной 2,5 километра построен с точным учетом риска землетрясений и цунами.
Общая стоимость строительства была подсчитана в 2008 году и составила 20 000 миллиардов долларов. Тем не менее, аэропорт завоевал популярность и получил признание за свои услуги. В 2020 году аэропорт был удостоен награды за лучший в мире персонал аэропорта, а также за лучший в мире аэропорт по доставке багажа.
10. Виадук Мийо
Виадук Мийо — самый высокий мост в мире, его высота составляет 336,4 метра. Это вантовый мост, который соединяет Париж и Барселону и считается одним из лучших инженерных сооружений современности.

Виадук Мийо, расположенный через долину Жорж недалеко от Мийо на юге Франции, был официально открыт 14 декабря 2004 года. Идея строительства огромного моста возникла как решение проблемы растущего трафика на маршруте из Парижа в Барселону в Мийо. Строительство началось в октябре 2001 года, и на весь проект ушло 424 миллиона долларов.
Проектом виадука и всей командой руководили два человека — инженер Мишель Вирлож и архитектор Норман Фостер.
Одной из интересных особенностей данного протяженного моста является то, что он не является полностью прямым. Причиной такой конструкции являются не какие-либо геологические ограничения, а идея о том, что прямая дорога может вызвать у водителей странное ощущение парения. Поэтому между ними имеется 20-километровый изгиб, а вся дорога также слегка наклонена на 3% для улучшения видимости.
За исключительный дизайн и конструкцию Международная ассоциация мостов и сооружений отметила этот мост наградой «Выдающееся сооружение» в 2006 году.
11. Водосброс «Утренняя слава»
Также известный как «Дыра славы» — это огромный водосток на плотине Монтичелло на озере Берриесса в Северной Калифорнии. Он действует как водосброс озера и заглатывает воду со скоростью 48 800 кубических футов в секунду через трубу огромных размеров.

Слив был построен между 1953 и 1957 годами. Диаметр в устье составляет 22 метра, а на выходе он сужается до 8,5 метров. Он не действует постоянно; он принимает воду только тогда, когда высота над уровнем моря достигает не менее 134 метров.
Утренняя слава названа в честь цветка, растущего на травянистом вьющемся растении. Цветок известен под тем же названием, потому что распускается утром и умирает к вечеру.
Озеро совершенно небезопасно для купания. Так, в 1997 году один студент попал в трубу и утонул.

Однако в засушливое время года его используют для катания на скейтборде как рампу.
12. Канал Сарт
Канал Сарт — это 20,9-километровый живописный водный путь для лодок, соединяющий города Нерми и Сенеффе в Бельгии.

Он также известен как «Канал центра» и соединяет искусственное озеро Гранд-Ларж в Нирми и канал Брюссель-Шарлеруа со стороны Сенефа. Всего на канале шесть шлюзов, пять из которых имеют перепад 4,2 метра, а последний — 2,2 метра.
Местные жители всегда хотели иметь канал, соединяющий два города, и канал был построен в 1888 году и введен в эксплуатацию в 1919 году. Этот канал неоднократно требовал ресурсов, поэтому вскоре он стал нецелесообразным.
Новый канал или канал Сарт был открыт в сентябре 2002 года. Старый канал мог принимать суда водоизмещением только 350 тонн, а новый — намного больше. Это число достигало 1 350 тонн и в дальнейшем было увеличено до 1 513 000.